Мнения профессионалов и итоги дорожных испытаний в Санкт-Петербурге
Добрый день, уважаемые автомобилисты!
В конце февраля прошли официальные дорожные испытания второго прототипа в городе Санкт-Петербург. В этой записи мы подведем итоги состоявшихся испытаний, а также опубликуем отзывы об управляемости родстера.
Водителем «Крыма» на все дни испытаний стал Карасевич Александр Васильевич – руководитель группы по подготовке и сопровождения испытаний ЕМП НАМИ, мастер спорта международного класса по автоспорту.
Дорога до северной столицы была довольно спокойной. Несколько раз в пути нас заставал настоящий снегопад, что было дополнительным испытанием систем автомобиля. Путь по скоростной трассе был преодолен без каких-либо нареканий, а вот въехав в город, родстер был встречен глубокой дорожной выбоиной и пробитым колесом. Это событие повлекло за собой череду последствий, которые мы обнаружили позднее.
Знаковым мероприятием испытаний в Санкт-Петербурге стала возможность протестировать автомобиль не только в рамках городских условий, но и на автодроме. При первых тестовых заездах и были найдены неприятные последствия той дорожной ямы.
1. Утеряна декоративная накладка на глушитель. Однако эта потеря была замечена сразу, в день пробития колеса.
2. Удар был настолько сильным, что отлетела деталь крепления аккумулятора, из-за чего он получил небольшой люфт. Следствием этого стали замыкания на массу, которые стали возможной причиной неисправности матрицы модуля правой фары.
3. На автодроме возникли проблемы с иммобилайзером и электроникой блока управления двигателем.
Вопрос с креплением аккумулятора был решен на месте, и водитель родстера Александр Карасевич смог впервые протестировать автомобиль вне городских дорог. Предлагаем ознакомиться с его мнением о прошедших дорожных испытаниях второго прототипа:
«Из Москвы ехали по платке. Автомобиль хорошо стоит на прямой. Единственное — нет чёткого ноля в рулевом. Но это я списал на особенности рулевой рейки Калины. По дороге три раза попадали в сильный снегопад. По прямой стабильно, а при перестроении в другой ряд авто не сразу принимает маневр, как бы упирается. Но это из-за того, что шины достаточно широкие и это не проблема, а особенности шин и межколейный влажный снег. Большое сопротивление качению. Кстати, отопитель справился на отлично. При такой влажности ни одно окно не запотело, даже не включали кондиционер. На не важных дорогах Питера (волны, ямы и т.д.) выяснилось, что подвеска недостаточно энергоемка. Иногда шины доставали до подкрылков. Но проблема известна, и есть её решение. После автодрома стала более понятна управляемость автомобиля. Подтвердилась нейтральная поворачиваемость. То есть при перебор в повороте со скоростью или рулём автомобиль просто уходит на больший радиус без всяких сносов передней оси или заноса задней оси. Если все-таки отправить машину в занос, то даже при критическом угле заноса машину можно стабилизировать и это заслуга среднемоторной компоновки и настроек шасси. Мои слова может подтвердить Павел Павлов, предоставивший нам автодром и сам тестировавший Крым. Общее впечатление о машине положительное. Про внешний вид говорить не стоит, оборачивались все. Крым нигде не оставался без внимания. На автодроме выяснилось, что двигателю не хватает лошадок для экстремальной езды, но на данном этапе создатели Крыма и не ставили такой задачи, хотя и предусмотрели в конструкции установку турбонаддува. Из поломок. Пробили колесо в самом Питере. Это состояние дорог и низкий профиль шины. И в очередной раз перегорел светодиод в билинзе фары. Да, были ещё проблемы в работе блока управления двигателя. Сломалось крепление АКБ и плюсовая клемма делала микрозамыкания на массу».
После заездов Александра родстер был передан Павлу Павлову для тестирования. Павел – старший преподаватель экстремального вождения ЦВВМ, мастер спорта по ралли. Именно благодаря ему у нас была возможность провести испытания на автодроме ЦВВМ. Напомним, что Павел снял первый обзор на родстер «Крым», который можно посмотреть здесь. После испытаний родстера Павел также сложил собственное впечатление об автомобиле и нашем проекте в целом:
«Друзья, хочу еще раз поблагодарить вас за визит в Северную столицу. Мне было очень приятно познакомиться не только с вашим проектом, но и со всеми вами. Надеюсь наша с вами встреча была далеко не последней.
По просьбе, оставлю небольшой отзыв об автомобиле. Времени, чтобы познакомиться с ним было крайне мало, если бы была возможность я из него не вылезал бы сутками, но вот то, на что обратил внимание сейчас.
1 Очень понравился экстерьер, все очень гармонично и современно смотрится, тут я бы оставил все, как есть.
2 Разочарован был, увидев интерьер, а точнее явные черты Калины. Знаю, что здесь вопрос стоимости, но может быть возможно доработать панель Калины, чтобы менее узнавалась.
3 В плане эргономики, не смотря на мой рост 182 см., я все таки разместился в машине. Первое впечатление было тесновато, но все же когда я тестировал машину на автодроме сильного неудобства не ощутил. Ну и вопрос с местом, как я понимаю, уже решен в третьем поколении. На мой взгляд, необходимо добавить регулировку рулевой колонки по глубине; немного сместить педальный узел левее; немного не удобен доступ к ручнику и подстаканникам; отсутствие солнцезащитных козырьков.
4 Не настроены тормоза, задние практически не задействованы. Решается либо регулятором, либо установкой поменьше машинок спереди. Не логично будет устанавливать спереди мощные и дорогие тормоза и глушить их. Стояночный тормоз не передает должного усилия.
5 Колеса задевают арки при сжатии подвески и при вывороте.
6 Про рулевое управление пока сложно сказать, но лично мое мнение установка ГУР сделало бы машину более понятной.
7 Чтобы оценить работу подвески необходимо проводить тесты на асфальте, показалось, что мягковаты пружины.
8 Насколько будет хватать двигателя оценить в полной мере не получилось из-за ошибок.
9 В целом, автомобиль приятно и понятно управляется, но хотелось бы больше времени провести за его рулём».
В очередной раз выражаем признательность Павлу за честное мнение и помощь в проведении испытаний родстера!
Отзывы профессионалов своего дела помогут нам определить вектор развития и доработок третьего прототипа, чтобы приблизить автомобиль к желаемому результату.
Нельзя не сказать про такой итог дорожных испытаний в Питере, как подписание соглашений с двумя ВУЗами. Теперь можно смело сказать, что СПбПУ и СПбГАСУ вошли в состав Межвузовской корпорации и смогут спроектировать собственные молодежные автомобили на основе нашей конструкторской документации. В университетах уже началась работа в этом направлении, обсуждены варианты возможной корректировки некоторых дисциплин под разработку родстера.
На обратном пути до Москвы, проехав въезд на платную дорогу под Тверью, родстер «Крым» и автомобиль сопровождения разминулись. Решив, что родстер задержался у шлагбаумов, мы заняли правый ряд и немного снизили скорость, чтобы вовремя заметить его приближение. Прошло 10 минут, затем 15 и 20, а второго прототипа все еще не было видно. Созвонившись с родстером, мы поняли, что отстал не «Крым», а мы… К Москве мы летели с максимально разрешенной скоростью, но увидеть знакомый силуэт задних фонарей нам удалось только при въезде в столицу. Скорость автомобиля, из которого велась съемка — 145 км/ч. Мы считаем, что на скоростной трассе второй прототип показал себя довольно достойно.
В целом, проведенный этап дорожных испытаний можно назвать очень продуктивным. Мы достигли соглашения с университетами, познакомились с большим количеством интересных людей, получили приглашения на разные мероприятия, столкнулись с новыми задачами и их решениями. Сейчас мы продолжаем работать над третьим прототипом и постараемся учесть все результаты, которые дали нам дорожные испытания в Санкт-Петербурге.