Итоги форума «Двигатель России»
Здравствуйте, уважаемые автомобилисты!
Наши постоянные читатели знают, что 19-21 декабря состоялось масштабное событие: прошел трехдневный Общероссийский межотраслевой форум «Двигатель России», посвященный развитию отрасли поршневого двигателестроения в нашей стране. Данное мероприятие развернулось на 10 площадках в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске. Участников форума в своих стенах принимали ведущие ВУЗы и государственные научные центры, в их числе МГТУ им. Н.Э. Баумана, ФГУП «НАМИ», СПбПУ, ФГУП «ЦИАМ», МП «ОПЖТ», ЮУрГУ, РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева и МАДИ.
Форум «Двигатель России» являлся инициативой Совета Старейшин отрасли поршневого двигателестроения. Совет Старейшин – это экспертный совет ветеранов отрасли, который сформировался вокруг проекта стратегии по развитию поршневого двигателестроения РФ, разработанной в 2016 году.В состав участников вошли ведущие специалисты в области поршневого двигателестроения и автомобилестроения, директора и главные конструкторы заводов по производству поршневых двигателей и компонентов, представители государственных научных центров, отраслевых НИИ и высших учебных заведений. На данный момент в Совете Старейшин более 40 уважаемых и авторитетных специалистов со всей России.
Двигателестроение является показателем экономики и промышленности любого государства, ведь продукция отрасли широко используется во многих областях производства. Автомобиль, корабль, ж/д транспорт, воздушное судно, сельхоз- и спецтехника, электростанция – всё нуждается в двигателях. Современное положение дел в поршневом двигателестроении России далеко не самое лучшее:отнюдь не все транспортные средства и стационарные объекты оснащаются силовыми установками отечественного производства. Локализация зарубежных производителей неуклонно приводит к тому, что максимальная добавленная стоимость остается в том государстве, где находится сервер с конструкторской документацией, а также увеличивает степень несамостоятельности промышленности нашей страны. Это особенно печально при осознании того, что в недалёком прошлом существовало много заводов и производств, число которых в настоящее время значительно уменьшилось и продолжает сокращаться.
Именно поэтому основной задачей форума «Двигатель России» является необходимость организовывать производство семейства двигателей, разработанных в России, вывести отечественных производителей на мировой конкурентноспособный уровень, а также обеспечить выполнение майских указов Президента РФ в части инновационного развития промышленности в области организации производства силовых установок на базе поршневых ДВС. Форум «Двигатель России» должен помочь сформировать кросс-проект Национальной технологической инициативы АСИ, объединяющий такие направления НТИ, как: «АвтоНет», «АэроНет», «МариНет», «ЭнергоНет». Для всех этих направлений НТИ необходимо развитое производство силовых установок на базе поршневых двигателей.
На протяжении двух дней — 19 и 20 декабря — десять групп работали над стратегией двигателестроения в рамках своей тематики. Технология стратегирования и координаторы мероприятия были предоставлены Национальным Агентством Социальных Коммуникаций (НАСК), а наша команда Конструкторского Бюро Молодежи взяла на себя организацию мероприятия. Группа каждого из направлений форума состояла из специалистов в области двигателестроения, представителей компаний-потребителей и производителей и просто неравнодушных и заинтересованных людей. По методике групповой динамики, разработанной НАСК, обсуждались и записывались проблемы отрасли, пути их решения и барьеры, были обозначены нормы настоящего и нормы будущего, а также коллективная миссия группы и личные миссии каждого участника.
В конце второго дня была составлена дорожная карта, которая отражала план конкретных действий в отношении государства, бизнеса, СМИ, населения и т.д. На третий день работы форума десять лидеров секций докладывали результаты своей работы перед всеми участниками и так называемым Большим Жюри.
Обсуждение итогов было очень интенсивным, сопровождалось актуальными выступлениями присутствующих и поддерживающими аплодисментами при разборе острых и важных вопросов. Несмотря на то, что все группы работали отдельно друг от друга, в результатах прослеживались одинаковые предложения по улучшению ситуации в отрасли поршневого двигателестроения в России. После завершения форума началась работа с документами секций и подготовка основных итогов. На прошедшее мероприятие обратили внимание представители власти, а заместитель Министра промышленности и торговли РФ Морозов Александр Николаевич назначил встречу для обсуждения результатов форума. Она состоялась 8 февраля 2019 года на базе ФГУП «НАМИ», где присутствовали представители Министерства промышленности и торговли, лидеры направлений форума и участники Совета Старейшин. В рамках соответствующих докладов представители Министерства активно включались в дискуссию и выражали свое мнение, которое, в целом, соответствовало основным итогам форума.
Друзья, позвольте представить Вам список решений, разработанных в результате прошедшего форума «Двигатель России»:
1. Актуализировать проект стратегии по развитию поршневого двигателестроения РФ 2016 года и направить его на утверждение в Правительство РФ. Поручить данную работу Совету старейшин и ГНЦ РФ ФГУП НАМИ.
2. Разработать и реализовать Программу развития производства отечественных компонентов двигателей, обеспечивающую устойчивое развитие двигателестроения и смежных отраслей с учетом импортозамещения.
3. Организовать «Федеральный инжиниринговый центр по поршневому двигателестроению», учитывающий интересы всех направлений двигателестроения, включающий компетенции и лаборатории ГНЦ РФ ФГУП НАМИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, ГНЦ РФ ФГУП ЦИАМ, НИИД, ЮУрГУ.
4. Рассмотреть вопрос о создании в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг) единого подразделения (департамента), координирующего работу всех направлений поршневого двигателестроения.
5. Создать Союз Двигателестроителей России. Пригласить войти в состав Союза всех отечественных производителей поршневых двигателей, компонентов для них и профильные общественные организации, а также включить в состав Союза в качестве исполнительного органа Совет ветеранов (старейшин) отрасли поршневого двигателестроения.
6. Создать единое информационное пространство ПДВС (поршневые двигатели внутреннего сгорания) как элемент цифрового обучения специалистов, а также как электронный каталог трехмерных обликов существующих и перспективных двигателей и их компонентов с целью использования их при проектировании конечных изделий (автомобиль, корабль, локомотив, генератор и т.д.).
7. Ходатайствовать перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации о возврате при подготовке в ВУЗах специалистов по направлению «Поршневые двигатели» к одноступенчатой системе «Специалитет».
8. Поддержать идею создания Федеральной студенческой инженерно-технологической корпорации. Разработать и согласовать с профильными ФОИВ механизмы создания и поддержки данной корпорации.
9. Рассмотреть возможность создания при Минпромторге рабочей группы по совершенствованию механизмов защиты отечественного рынка (в свете 719 ПП РФ) и рабочей группы по разработке и внесению предложений по заградительным мерам на ввоз импортных компонентов ДВС в Россию.
10. Вынести на обсуждение в рамках Минпромторга вопрос о создании государственного механизма запуска, поддержки и контроля производства критически важных компонентов двигателей и материалов.
11. Рассмотреть возможность участия Минпромторга в работе по актуализации нормативно-технической документации на компоненты ДВС.
12. Рассмотреть возможность проведения аудита технического оснащения и технологических компетенций, а также создания реестра фактических производителей и их классификатора по видам деятельности и производимой продукции. Выявление проблемных ситуаций и методов их преодоления.
13. Рассмотреть возможность создания специализированных центров коллективного пользования сложной техники и программного обеспечения для ПДВС (ЦКП ПДВС).
14. Рассмотреть возможность создания центров технического творчества молодежи в области ПДВС (ЦТТМ ПДВС).
15. Рекомендуем Министерству труда и социальной защиты населения совместно с Минпромторгом начать разработку профессионального стандарта специалиста по ПДВС.
Уважаемые читатели, предвидя очевидные вопросы и отвечая на уже заданные в декабре, хотим отметить, что на форум «Двигатель России» не было потрачено ни копейки бюджетных денег. Абсолютно вся организация проводилась силами нашего коллектива, Совета Старейшин и команды НАСК. Неподъемная, на первый взгляд, задача проведения мероприятия такого уровня была решена исключительно за счет желания участников изменить судьбу поршневого двигателестроения в России. Форум дал возможность понять, сколько талантливых специалистов неравнодушны к данной производственной сфере, к делу, которому посвятили жизнь. Мы хотели бы выразить колоссальную признательность всем, кто участвовал и оказывал любую поддержку, ведь только благодаря совместным усилиям мы смогли добиться такого результата.
После столь серьезной работы нужно сказать, что решения форума уже начали реализовываться. Пункт №8 говорит о создании Федеральной студенческой инженерно-технологической корпорации, и он напрямую связан с проектом «Родстер Крым».
Развитие автомобилестроения и двигателестроения тесно связано между собой и имеет большие области пересечения. Для генерации точек роста этих областей возможно проектирование и реализация общего социально значимого проекта. С целью снижения временных затрат можно взять за основу проект, имеющий определенный уровень поддержки в социальной среде — проект молодежного спортивного автомобиля «Родстер Крым». Наш коллектив Конструкторского Бюро Молодежи (КБМ) уже работает над форматом предлагаемой открытой студенческой корпорации, идея которой состоит в том, что теперь в разработке смогут принимать участие все желающие студенты технических ВУЗов и молодые инженеры.
Для реализации данного проекта необходимо создать молодежное КБ «Национальный Родстер», филиалы которого будут располагаться в технических ВУЗах нашей страны и будут связаны единым цифровым пространством. В качестве базы для подготовки инженеров молодежного КБ будет задействован существующий проект «Формула-Студент», в который в настоящее время вовлечены 30 российских ВУЗов. Таким образом, мы расширяем границы проекта родстера и приглашаем ведущие технические учебные заведения России принять участие в процессе разработки отечественного спортивного автомобиля.
Развитие такой федеральной студенческой инженерной корпорации позволит ее участникам уже с первого курса иметь доступ к практической специализации. Существующие автопроизводители, став партнерами проекта, смогут пополнить кадровый состав инженерами высокой квалификации. Корпорация КБ «Национальный Родстер» станет площадкой для инновационных решений по разработке и производству перспективных продуктов и их комплектующих для автопрома. Кроме того, этот проект базируется на принципах, которые продиктованы современным обществом и коррелируются с тезисами, озвученными Президентом РФ В.В. Путиным, о необходимости обеспечить студентов технических ВУЗов практикой и наладить межведомственные отношения университетов.
Данный межвузовский проект был поддержан участниками Совета Старейшин, и мы хотим сообщить, что наша команда приступила к подготовке стратегической сессии (встречи) по созданию студенческой автоинженерной корпорации «Национальный Родстер». Грядущее мероприятие пройдет во второй половине апреля 2019 года в течение трех дней. 30 писем с приглашением принять участие в проекте уже разосланы ректорам ВУЗов, имеющим собственную команду «Формула-Студент». Нам особенно приятно, что несколько университетов уже дали свое согласие на участие в студенческой корпорации «Национальный Родстер».
Уважаемые автомобилисты, наш проект родстера «Крым» выходит на новый виток развития. Прошедший Форум «Двигатель России» стал отправной точкой для возрождения отечественного двигателестроения, а также дал толчок нескольким значимым проектам. В свою очередь, корпорация КБ «Национальный Родстер» поможет создать молодежную историю инженерного успеха. Нужно отметить, что этот межвузовский проект не отменяет работы над подготовкой уже разрабатываемых моделей к серийному производству. Он дополняет и расширяет существующий набор возможностей, позволяет студентам других ВУЗов влиться в проектирование сложного технического объекта, а также повысить уровень качественной подготовки российских специалистов.
Наша команда выражает искреннюю благодарность всем, кто следит за нашим проектом, способствует его росту и оказывает любую помощь и поддержку! Мы действительно верим в светлое будущее инженерной России, а вскоре расскажем о будущей студенческой инженерной корпорации более подробно.