Проработка эргономики
В процессе компоновки автомобиля нужно выполнить довольно важную задачу — разместить пассажиров в салоне. Их расположение сильно влияет на общую компоновку.
Поза водителя должна быть удобной, с хорошей обзорностью и досягаемостью до органов управления. Панели приборов должны быть хорошо видны, при этом светящиеся шкалы не должны отражаться в лобовом стекле. При всем этом нужно найти компромисс между водителями разного роста и комплекции.
Для этой цели используются манекены, параметры которых подобраны на основе статистических данных. К примеру, основной манекен, по которому подбирают размеры салона большинство автопроизводителей — это мужской манекен так называемого «95-го уровня репрезентативности», или «95-го перцентиля». Его рост составляет 187 см при весе около ста килограммов. Название «95-ый перцентиль» означает, что 95% людей по статистике меньше него по росту. Самый маленький манекен, по которому чаще всего подбираются регулировки сиденья и органов управления — женский манекен 5-го перцентиля.
После того, как в проектируемую машину посажен такой виртуальный манекен, подбираются основные параметры по посадке. К слову, основная точка привязки манекена —точка «H», расположенная на уровне шарнира бедер. По расположению этой точки относительно уровня земли, а также относительно пола салона отличаются посадка в автомобилях разных классов. К примеру, для спортивных машин, где важен низкий центр тяжести и малая площадь сечения кузова для уменьшения сопротивления воздуха, высота точки «Н» от пола составляет 135-180мм (для легковых пассажирских этот параметр составляет 200-250мм)
Для проверки высоты салона изображается «эллипс положения головы». Это купол, описываемый головой самого высокого манекена. Купол вытянут вперед, т.к. учитывает еще и продольную регулировку сиденья.
Также размещаются в салоне «эллипсы положения глаз», которые характеризуют водителей разного роста. Здесь тоже учтена регулировка сиденья, поэтому эллипсы вытянуты вперед.
Для проверки обзорности через лобовое стекло к этим эллипсам проводят касательные плоскости сверху и снизу. Верхняя касательная плоскость нужна для проверки верхнего угла обзора для самого высокого водителя, а нижняя — нижнего угла обзора для водителя низкого роста.
При проектировании нового автомобиля важно анализировать уже существующие аналоги. Одной из них, сходных по компоновке и проанализированных нами, стал Porsche Boxster.
Для образмеривания использована координатно-измерительная машина типа «рука». На рисунке показана полученная геометрия. После этого проводилась обработка, в цифровой модели салона размещается манекен. Далее анализируются параметры его посадки.
На основании данных по аналогам и рекомендациям по эргономике прорабатывается компоновка для проектируемой машины.