Эргономика. Продолжение.

Как упоминалось ранее, компоновка автомобиля прорабатывается в трехмерной модели, с применением виртуального манекена. После того, как все узлы и агрегаты размещены и посадка в салоне зафиксирована, эргономика проверяется на построенном для этого полноразмерном посадочном макете. Оценка посадки производится людьми разного роста и телосложения.

Полный размер

Одна из стадий постройки макета. Проверка посадки на сиденьях от Калины и Калины-спорт. Также прорабатывается возможность установки от нее же панели приборов.

Каркас нашего макета, как видно на фото, состоит из фанеры и деревянных брусьев. Детали соединены между собой стальными уголками и саморезами. Макет содержит все основные органы управления (руль, педали, рычаги КПП и ручного тормоза), сиденья, панель приборов. Также имитируется проем двери и сама дверь с учетом ее толщины и угла открытия, верхняя кромка крыши, пороги ­– все, что влияет на процесс посадки и высадки из машины.

Макет спроектирован таким образом, что легко перестраивается с применением только шуруповерта. Например, таким способом можно менять размер сечения порогов, продольный наклон их верхней кромки, ширину и размеры двери, положение ее петель, размеры и наклон (в трех плоскостях) рамки лобового стекла и т.п. Педальный узел макета с подвижными педалями. Расположение их осей, начальное положение и диапазон их перемещения меняются независимо.

Все это нужно для того, чтобы на ранних этапах проектирования проверять те особенности компоновки, которые сложно или нецелесообразно по затратам времени, а то и вовсе невозможно оценить в трехмерной модели. Например, удобство процесса посадки и высадки из машины для людей разного роста, их субъективное ощущение степени удобства рабочей позы водителя. Также макет очень полезен при проработке элементов салона. Например, внутренняя обшивка и вспомогательные органы управления крепятся прямо на его каркас.