«Национальный Родстер» — Межвузовская студенческая автоинженерная корпорация
Добрый день, уважаемые автомобилисты!
Недавно мы опубликовали запись о прошедшем форуме «Двигатель России» и его результатах (www.drive2.ru/l/526017084040151997/). В частности, это мероприятие определило вектор развития проекта «Родстер Крым», и в этой статье мы бы хотели подробнее рассказать нашим читателям, что из себя будет представлять Межвузовская студенческая автоинженерная корпорация «Национальный Родстер».
В послании президента Федеральному Собранию обозначены векторы развития экономики нашей страны, к которым можно отнести:
— повышение производительности труда,
— подготовку высококвалифицированных кадров,
— создание современных рабочих мест,
— привлечение молодежи к инженерной деятельности,
— использование перспективных технологий,
— изменение энергетической инфраструктуры с целью увеличения потребления природного газа в качестве моторного топлива,
— раннюю профориентацию школьников,
— науку и привлечение новых кадров,
— обеспечение безопасности России,
— обеспечение своевременного технологического развития,
— усовершенствование образовательной системы до такого уровня, чтобы за российским образованием приезжали из других стран мира, а у российских студентов не возникало желание уехать за рубеж.
Очевидно, что в рамках выполнения поручений президента должны быть обозначены определенные точки роста, одной из которых является автопром.
В связи с ситуацией, возникшей в 90-е годы в автопроме были приняты тактические решения по локализации импортных автопроизводителей. Данные меры были актуальными для переходного периода, но в настоящее время для обеспечения устойчивого роста необходимо увеличивать долю добавленной стоимости продукта путем развития отечественной компонентной базы и значительного увеличения доли российского инжиниринга.
В апреле 2018 года правительство РФ утвердило стратегию развития автомобильной промышленности. Для успешной реализации стратегии необходима консолидация усилий предприятий отрасли и увеличение доли расходов на НИОКР, усиление связей между предприятиями и высшей школой, а также со средними профессиональными учебными заведениями с целью увеличения эффективности подготовки специалистов. Для усиления работы по взаимодействию ВУЗов и предприятий необходима реализация новой системы взаимоотношений. Так, например, возможно привлечение автопроизводителей для поддержки российских команд в рамках международного инженерного проекта «Формула-студент». Кроме того, необходима реализация знаковых автомобильных проектов, направленных на усиление роли российского инженера в развитии автопрома.
Увеличение добавленной стоимости продукции российских автопроизводителей сопряжено с необходимостью разработки и организации производства современных двигателей, работающих, в том числе, и на альтернативных топливах. В данной работе необходима консолидация усилий отечественных производителей с целью использования унифицированного семейства ДВС. Реализация данного проекта может оказать стимулирующее воздействие на развитие отрасли двигателестроения. В настоящее время отсутствие современных поршневых двигателей отечественного производства существенно сдерживает развитие гражданского и военного судостроения, малой авиации, сельскохозяйственной техники, малой генерации и т.д. Для устранения данной проблемы необходима реализация разработанной стратегии развития отрасли поршневого двигателестроения.
Увеличение доли использования газомоторного топлива сопряжено с необходимостью развития топливной инфраструктуры и использования в транспортных средствах перспективных двигателей.
Дальнейшая работа по увеличению эффективности и экологичности силовых установок, транспортных средств, безусловно, будет сопряжена с использованием синтетического моторного топлива, которое будет универсально как с точки зрения его производства (нефть, природный газ, торф, каменный уголь, древесина, ТБО), так и с точки зрения его использования (поршневые двигатели с воспламенением от сжатия и с искровым зажиганием, газотурбинные установки, двигатели с внешним подводом теплоты).
Данные векторы развития тесно связаны между собой и имеют большие области пересечения. Очевидно, что для генерации точек роста возможно проектирование и реализация общего социально значимого проекта. С целью снижения временных затрат можно использовать компетенции и результаты, полученные в рамках реализуемых программ, и взять за основу проект, имеющий определенный уровень поддержки в социальной среде.
В основу данного проекта можно положить идею создания современного доступного молодежного спортивного автомобиля, в разработке которого смогут принять участие все желающие студенты технических ВУЗов и молодые инженеры.
Для реализации проекта необходимо создать Конструкторское Бюро Молодежи (КБМ) «Национальный Родстер», которое будет заниматься ОКР (опытно-конструкторскими работами) и разработкой концепции по трем основным направлениям:
— молодежный родстер;
— унифицированное семейство двигателей;
— синтетические моторные топлива.
Интеграция КБ в инженерную среду будет достигнута в результате взаимодействия с существующими институтами развития: Ассоциацией автомобильных инженеров и Международным молодежным инженерным движением «Формула-студент». В рамках данного сотрудничества на базе КБ будет создан цифровой проектный и технологический центр коллективного пользования с филиалами в ВУЗах, желающих принять участие в данном проекте. В качестве базы для подготовки инженеров будет задействован существующий проект «Формула-студент» (в настоящее время в проекте участвуют более 1000 ВУЗов, из которых 30 — российские).
Ассоциация автомобильных инженеров будет принимать активное участие и обеспечит взаимодействие с автопроизводителями и производителями автокомпонентов, а также окажет содействие в организации российского этапа международных инженерных соревнований.
Предложенная модель развития молодежной корпорации была апробирована в рамках инициированного в 2012 году проекта по созданию молодежного родстера. Конструкторское бюро было организовано коллективом молодых инженеров на базе МГТУ им. Н.Э.Баумана. Автомобиль был создан по всем современным стандартам проектирования с применением цифровых технологий, успешно прошел необходимые виртуальные «краштесты» и реальные испытания на дорогах общего пользования.
Дальнейшее развитие проекта «Национальный Родстер» приведет к созданию студенческой автоинженерной корпорации, стать акционером которой смогут только студенты и аспиранты технических и технологических ВУЗов. Уже начиная с первого курса, у них будет возможность приобрести акцию и стать членом корпорации. Управление и отслеживание траектории развития каждого из акционеров корпорации осуществляется с помощью технологии «блокчейн», которая позволяет каждому акционеру выстроить свой маршрут, накопить свой знаниевый блок, контролировать и вводить ограничения на акции. Обязательным условием такой корпорации, в случае завершения своей студенческой карьеры, является необходимость продать обратно в корпорацию свою акцию, которую в последующем купит новый студент первого курса. Таким образом, корпорация является учебно-производственной. По примеру такой студенческой автокорпорации далее могут последовать и другие корпорации (энергетическая, аэрокосмическая, судостроительная и т.п.).
Организация серийного производства и использование разработанного автомобиля как платформы для инноваций будут зоной ответственности данной корпорации.
Данная корпорация базируется на принципах, которые диктует современное общество, и коррелирует с тезисами, озвученными Президентом РФ В.В. Путиным, о необходимости обеспечить студентов технических ВУЗов практикой и наладить межведомственные отношения университетов.«Большинство промышленных предприятий не имеет базу для проведения полноценной практики студентов. Также стоит отметить, что знаниевые блоки не перераспределяются между ВУЗами, получить знания в другом ВУЗе крайне сложно». Членам корпорации становятся доступны разные знаниевые блоки, практическая специализация с первого года обучения, участие в творческих коллективах, конференциях и вебинарах.
Таким образом, данная корпорация решает вопрос перевязки всех ВУЗов. Благодаря партнерству с ВУЗами корпорация строит внутренний знаниевый поток. У студентов появляется возможность как виртуального, так и физического доступа к единому информационному межвузовскому пространству: курсам, учебникам, дипломным работам, инженерным школам различных университетов. Из этого следует, что корпорация станет смысловой частью образа будущего всего технического процесса, нивелируя разобщенность между ВУЗами, а обмен практиками между ВУЗами станет реальностью. Будут созданы учебный, ректорский, производственный советы, структуры развития. С каждым участником и партнером будут определены виды поддержки и взаимоотношений в рамках сотрудничества.
Именно в таком формате корпорация не является конкурентом уже существующим структурам, поскольку она является площадкой для обучения и практической подготовки специалистов. Существующие автопроизводители, став партнерами корпорации, могут пополнить кадровый состав молодыми инженерами высокой квалификации, поручить корпорации разрабатывать новые компоненты и участвовать в разделении труда. Также корпорация станет площадкой для инновационных решений по разработке и производству перспективных продуктов и их комплектующих для автопрома.
Для того, чтобы акционеры лично участвовали в работе корпорации и могли коллективно вырабатывать решения, пригодна технология Национального Агентства Социальных Коммуникаций (НАСК) — групповая динамика. Такая модель даст возможность создания групп по новым направлениям, в которых определяется лидер среди акционеров (студентов) и группой вырабатываются коллективные решения. Таким образом, акционеры задействованы в движении через применение технологии «блокчейн», и у них формируется навык участия в корпоративном капитале. Вступая в корпорацию и приобретая по номиналу акцию, держатель может получить добавочный капитал в случае ее реализации на выходе.
Создание корпорации подобного формата потребует внесения изменений в законодательство или принятия отдельного закона о деятельности Народных предприятий, чтобы ограничить передачу и продажу акций. Это необходимо, поскольку закон от 1998 года не действует, так как членами корпорации в рамках имеющегося закона могут быть только сотрудники предприятия, а этого не достаточно для финансового обеспечения деятельности такой корпорации.
Концептуально отработав данную модель на примере молодежной корпорации, мы предложим ее законодателям для утверждения в виде эксперимента. После отработки данная модель может быть предложена Президенту для внедрения в ряде других отраслей.
Реализация проекта обеспечит организацию производства ДВС и гибридных силовых установок на базе существующих предприятий (Группа ГАЗ, Соллерс, АВТОВАЗ) и позволит существенно улучшить потребительские качества выпускаемых автомобилей.
Следует отметить, что данное семейство ДВС унифицировано с ДВС проекта ЕМП. Таким образом, реализация проекта обеспечит синергетический (конструкторский, технологический и экономический) эффект от реализации двух параллельных проектов и покажет высокую социальную ценность отечественного автомобиля.
Реализация данного проекта станет точкой развития поршневого двигателестроения в России и позволит в сжатые сроки обеспечить консолидацию усилий отрасли при организации производства перспективных ДВС для нужд грузового автомобиле- и тракторостроения, для автобронетанковой техники, для тяжелого транспортного машиностроения, поршневой авиации и судостроения, а также распределенной энергетики. Реализация данной стратегии приведет к созданию Объединенной корпорации производителей поршневых двигателей.
Необходимость использования альтернативных топлив, озвученная Президентом России в послании к Федеральному Собранию, обусловлена очевидными причинами и требует разработки стратегии развития топливно-энергетического комплекса. Принятие решений по развитию тепловых двигателей или глобальному переходу на гибридный и электротранспорт невозможно без учета развития стационарной энергетики. А вопросы, связанные с энергообеспечением удаленных жилых поселений, требуют особого внимания.
Применение синтетических моторных топлив в производимых в настоящее время и перспективных ДВС позволит избежать существенных затрат на изменение инфраструктуры. Работа КБ в данном направлении позволит оценить эффективность существующих решений в области альтернативных топлив и выработать новые предложения. Дальнейшее развитие этого направления будет осуществляться в рамках консорциума производителей и потребителей синтетических моторных топлив, в состав которого могут войти нефте-, угле- и газодобывающие компании, а также компании, занимающиеся переработкой ТБО.
Важным аспектом деятельности КБ в рамках подготовки инженерных кадров является создание открытого цифрового технического университета, в состав которого войдут технические ВУЗы, принимающие участие в проекте.
Для сохранения цепи ученической преемственности необходимо наладить связь со старшим поколением инженеров и главных конструкторов, имеющих грандиозный опыт работы. С этой целью уже создан Совет Ветеранов (Старейшин) автомобильный промышленности и двигателестроения, который будет оценивать существующие проекты и перспективные идеи, возникающие у сотрудников КБ. Подобная работа приведет к эффективной передаче опыта от старшего поколения поколению молодых инженеров. Необходимо отметить, что подобное взаимодействие несет в себе еще и огромную социальную функцию, а именно: работа Совета Старейшин покажет необходимость в использовании их опыта и компетенций.
Деятельность КБ будет контролироваться Наблюдательным Советом, в состав которого войдут представители промышленности, руководители ФОИВ (Федеральных Органов Исполнительной Власти) и видные политические деятели.
Финансирование деятельности КБ будет осуществляться с использованием существующих инструментов Государственной поддержки. Финансирование производства будет осуществляться с использованием механизмов краудфайдинга, а также по линии ФРП (Фонда Развития Промышленности) и ВЭБ (Внешэкономбанка).
Общая структура деятельности КБМ «Национальный Родстер» представлена на следующей схеме:
Реализация проекта «Национальный Родстер» не только послужит вектором развития в выбранных направлениях, но и позволит включить энергию молодых инженеров в технологическое обновление страны.
В апреле пройдет стратегическая сессия (встреча), посвященная запуску межвузовской студенческой корпорации. Наша команда приглашает 30 технических ВУЗов России стать участником проекта КБМ «Национальный Родстер» и принять участие в сессии для разработки стратегии развития этой корпорации. К слову, мы приятно удивлены тем, что нам поступают звонки из университетов, которые изначально не были в нашем списке для рассылки приглашений. Это лишь усиливает понимание, что проект интересен и нужен многим.