Интервью о проекте газете «Бауманец»

Наш «Крым»
Мечтать любят все. Но у инженеров есть свой способ строить воздушные замки. К примеру, хочет студент иметь машину – такую, чтоб не стыдно было в неё красивую девушку посадить и укатить с ней в закат под свист ветра и шум моря. А денег на такую роскошь у студента нет. Зато есть инженерно заточенный мозг и друзья- единомышленники. Выход очевиден – создать машину самому. Такой целью задались несколько лет назад члены НОЦ «Формула Студент». Они решили сделать из тыквы карету, точнее, из «Лады Калины» — родстер, который мог бы соперничать с таким известным автомобилем, как Porsche Boxter. О том, что из этого получается, нам рассказал директор НОЦ «Формула Студент», профессор кафедры Э-2 «Поршневые двигатели» Дмитрий Онищенко.

— Когда начинаешь рассказывать о таком проекте, очень важно понять, где была точка отсчета. Наверное, это 2013-й год, когда у нас уже сформировалась команда «Формула студент». В неё входили ребята-шестикурсники, и я понимал, что скоро они все уйдут из Университета. Коллектив у нас образовался очень сплоченный, дружный. И мне, конечно, было очень жалко терять такую команду. Нужно было придумать какую-то идею, которая бы сплотила этот коллектив, подожгла бы факел их души.
Долго думать не пришлось. Я сам заядлый автомобилист. Когда был студентом, все заработанные мной деньги тратил на доводку и улучшение своего автомобиля. Сейчас я понял, что таких ребят, каким был я — много, в каждом из участников нашей команды я вижу себя. И я подумал: «А что бы хотел делать я, будь я на их месте?». И понял, что я бы хотел сделать автомобиль, на котором бы сам смог ездить. И немаловажно отметить, что сегодня ситуация в стране и в нашем Вузе изменилась в лучшую сторону. Сейчас наше структурное подразделение обладает такими технологическими возможностями, о которых студенты 90-х годов могли только мечтать!
Эта идея не нова, об этом говорил ещё Генри Форд – «Автомобиль должен столько стоить, чтобы рядовой сотрудник фирмы, на котором его выпускают, мог позволить себе его купить». Примерно по той же самой идеологии разрабатывался в 1934 году тот самый «Фольксваген Жук», известный как самый массовый автомобиль в истории. Он был заказан как автомобиль, который может позволить себе любой слесарь.
Вот и мы решили разработать такой автомобиль, который в перспективе можно было бы если не поставить на конвейер, то обеспечить штучное или мелкосерийное производство. Он должен стоить столько, чтобы его могли позволить себе студенты, аспиранты — люди не самые богатые. Фактически мы делаем автомобиль, на котором будем ездить сами.
— А как можно сделать автомобиль бюджетным при штучном производстве?
— Наша идея оказалось очень простой — нужно взять за основу какую-то существующую платформу, которая должна выпускаться массово. Самое массовое семейство автомобилей, которое выпускается в нашей стране — это семейство производства АвтоВАЗ ЛАДА Калина-Гранта. Можно ли из комплектующих калины-гранты сделать что-то достойное? Мы решили ответить на этот вопрос. Я предложил взять за основу базовые компоненты автомобилей этого семейства, но при этом сделать что-то очень привлекательное по дизайну и своим потребительским качествам. Кстати, следует отметить, что и эта идея не оригинальна, ведь первые автомобили марки Porsche были построены на общей компонентной базе с уже упомянутым нами Фольксвагеном Жук.
— С учетом того, что мы используем аддитивные технологии, вопрос привлекательного дизайна может быть решен достаточно эффективно, хотя с учетом технологических особенностей, вызванных применением конкретных комплектующих, в данном случае возникли определенные сложности, которые, на наш взгляд, мы успешно преодолели. Что же касается потребительских качеств — нужна машина, которая будет зажигалкой, которая сможет зажечь парня или девушку за рулем. На наш взгляд, это должен быть двухместный короткобазный автомобиль со среднемоторной компоновкой (т.е. мотор стоит за водителем и пассажиром), у которого будет задний привод. И при этом, конечно же, это должен быть автомобиль с открытой крышей, чтобы водитель и пассажир смогли получать максимально позитивные эмоции за рулём. Такой тип автомобилей называется родстер. Другими словами, суть нашего проекта – разработать автомобиль, который будет за достаточно разумную цену обеспечивать те же ощущения, которые обеспечивают топовые марки. И мы поставили перед собой задачу сделать на базе узлов-агрегатов «Лады Калины» родстер. Мы назвали его «Крым».
— Почему?
— Сразу скажу, что к политике название не имеет никакого отношения. Мы придумали его задолго до печальных событий на Украине. У нас внутри коллектива был некий конкурс, все написали свои варианты и провели открытое голосование. Название «Крым» предложил я. Не было тоталитарного диктата, все просто за него проголосовали. Были разные интересные варианты — и «Барс», и «Волк» и так далее.
У меня было два довода. Первый — назвать машину нужно по названию местности, где бы мы хотели на ней ездить. Например, есть «Феррари Калифорния», есть «Шевроле Тахо». То есть американцы, европейцы называют автомобили именами территорий. Вот и я подумал, что на нашем родстере было бы очень приятно прокатиться где-нибудь на серпантинах, в гористой местности и при этом должно быть рядом море. Лето, свежий бриз и ты — название должно навевать именно такие ощущения.
Второй мой тезис заключался в том, что я родился в СССР и для меня Украина, Россия — одно целое. Мои детские воспоминания — лето в Крыму, где отдыхали представители всех национальностей нашей многонациональной Родины — русские, украинцы, белорусы… Все были одним целым. Крым для меня был и остается символом единения народов СССР.
И мы хотим, чтобы наш проект вышел за пределы Бауманки и стал народным автомобилем. Наша страна богата талантливыми людьми, которые делают удивительные вещи, но многим не хватает возможностей — оборудования, финансирования и так далее. Цель нашего проекта — вовлечь всех этих людей. – Каким образом?
— Очень просто. По сути, проект нашего автомобиля это и есть площадка для реализации интересных идей. Допустим, какой-то человек или группа людей, какое-либо малое предприятие производит какое-либо изделие, которое может использоваться в качестве альтернативного компонента для нашего автомобиля. У нас уже есть своя разработка, но может этот человек или группа людей делает лучше, чем мы. И мы предлагаем изготовить прототип их комплектующего, выложить на нашем сайте как дополнительную опцию и, если потенциальные заказчики нашего автомобиля его выберут, мы будем эти комплектующие покупать. Если у авторов нет денег на организацию производства, мы найдём, кто это сделает, и поделим ту добавленную стоимость, которая возникнет в результате реализации этой идеи. Соответственно в результате реализации этой идеи будут заработаны вполне реальные деньги.
— У вас уже есть такие предложения?
— Да, недавно мы выложили на один из интернет-ресурсов информацию про наш автомобиль и за неделю набрали порядка 50 тысяч посещений, множество «лайков» и около 4 тысяч человек подписались на наш автомобиль. Проект имеет будущее, и мы обязаны довести его до завершения, чтобы выпускать хотя бы штучно. Надо сказать, что мы очень осторожно относимся к различным грантам и бюджетному финансированию и пока ни копейки государственных денег на наш проект не потратили. В основном все разрабатываем и изготавливаем самостоятельно, используя собственную производственную базу, кроме того у нас много партнеров, которые многие вещи делают нам бесплатно. Не хотим пока прибегать к грантам, потому что были проекты («Е-мобиль», «Маруся»), в которые было вложено достаточно много средств, но они, к большому нашему сожалению, так и остались проектами. Но когда у нас будет уверенность, что прототип нашего автомобиля готов к внедрению в производство, тогда мы будем обращаться к нашему Государству за поддержкой. А пока что за развитием нашего проекта можно следить на сайте родстеркрым.рф, в нашей группе В контакте, а также на замечательном интернет-ресурсе www.drive2.ru

Полный размер

Команда проекта Родстер КРЫМ

.

Беседовала Юлия Степанова