Дизайн колесных дисков третьего прототипа, прочностной расчет

Добрый день, уважаемые автомобилисты!

Ни для кого не секрет, что на наших прототипах стоят не купленные на стороне диски, а разработанные силами нашей команды. Идея делать оригинальные диски хорошо распространена среди всех автопроизводителей.

Полный размер

Модель диска второго прототипа

Полный размер

Для обоих родстеров колесные диски были спроектированы нами, а изготовлены одним из российских производителей

Для реализации этой цели нужны как дизайнерские навыки, так и расчёт инженерного характера. Всё это мы умеем и применяем, поэтому осуществить эту идею у нас не составило труда. Для нашего третьего проектируемого прототипа было решено создать новую версию диска. Процесс начинается с эскиза и построения поверхностной модели.

Полный размер

Эскизы дизайна колесного диска для третьего прототипа

Полный размер

Модель диска
Поверхностная модель диска

Построением модели из поверхностей занимается наш дизайнер, а затем мы преобразуем модель диска в твёрдое тело. Этот этап необходим для прочностного расчета и проверки на соответствие ГОСТу.

Основные характеристики диска:
Ширина диска: 8 дюймов;
Диаметр диска: 18 дюймов;
PCD диска: 4/98;
Вылет диска: ET38;
DIA диска: 58,5 мм.

Полный размер

Твердотельная модель диска и вид в разрезе

Прочный и жесткий диск рациональнее изготовить из алюминиевого сплава, поскольку его удельные прочность и жесткость выше, чем у стали. Колесный диск будет изготовлен с использованием кованой заготовки из алюминиевого сплава 6061 (ГОСТ 4784-97) и последующую фрезеровки. Алюминиевый сплав предоставляют наши партнеры — Алюминиевая Ассоциация.

Механические свойства алюминиевого сплава 6061:
Твердость: НВ 95;
Предел прочности на растяжение: 310 МПа;
Предел текучести: 276 МПа;
Относительное удлинение при разрыве: 12%;
Модуль упругости: 68,9 ГПа;
Коэффициент Пуассона: 0,33.

При проектировании и последующем производстве проводят следующие испытания для колесных дисков: химический анализ и проверка механических характеристик материала; изгиб при кручении, испытание при качении; испытание на удар, испытание на коррозию. Проведем расчет самого критического испытания для колесного диска- испытание диска на удар. Это испытание симулирует максимальную нагрузку при боковом ударе автомобиля о бордюр. Для расчета максимальной нагрузки берутся во внимание максимально предвиденные нагрузки при худших условиях эксплуатации и важнейшие технические факторы, такие как вес автомобиля при максимальной загрузке, тип и размер автошины, ET и PCD колеса.

По ГОСТ Р 50511-93 «Колеса из легких сплавов для пневматических шин. Общие технические условия» При испытаниях колес на стенде при нагружении изгибом с вращением моделируют эффект боковых сил, действующих на диск колеса при движении на повороте. Испытание на удар проводят под углом 30°. Допускается проводить испытания колес легковых автомобилей под углом 13°. Для данного расчета выберем наименьший возможный угол (13°), т.к. при ударе под этим углом возникнет максимальная нагрузка.

Полный размер

Схема испытательного стенда

Выделим на внешней плоской грани диска сегмент. Для расчета необходим сегмент 15-25°. Возьмем оптимальный размер сегмента 20° и расположим его так, чтобы нагрузка приходилась на самый слабый элемент диска- спицы. Создадим расчетную тетраэдральную сетку и приложим к сегменту диска распределенную нагрузку под углом 13° к вертикальной оси. Закрепим тело по плоскости прилегания с помощью заделки.

Полный размер

Приложение нагрузки к конечно-элементной модели

Испытание на удар является динамическим испытанием, поэтому при проведении статического расчета необходимо умножить значение нагрузки на коэффициент динамичности ударного груза. Для данного испытания он составляет 1,5-2,5. Возьмем оптимальное значение β=2.

Значение нагрузки рассчитаем по следующей формуле:
F=D∙g∙β;
D=0,6∙F_B+180; — масса ударного элемента;
F_B=(m∙g)/4; — максимальный вес, приходящийся на колесо;
m — масса транспортного средства, на данном этапе возьмем массу в 1200 кг;
β — коэфициент динамичности;
F=(((0,6∙1200∙9,81)/4+180)∙9,81∙2)=7063 Н.

Значения напряжений, полученных при расчете на прочность в системе NX Nastran:
Минимальное напряжение: 0,07 МПа;
Максимальное напряжение: 219,45 МПа.
По эпюре напряжений видно, что самыми уязвимыми элементами диска являются спицы. Напряжение на спицах составляет 70-130 МПа.Концентраторами напряжения являются острые кромки спиц со внутренней стороны диска.

Полный размер

Эпюра напряжений

Полный размер

Концентраторы напряжения

Максимальное значение напряжения не превышает предел текучести и предел прочности сплава, следовательно, при нагружении тормозного диска произойдет только малая упругая деформация. Расчёт показал, что диск проходит по прочности. Значит мы можем смело отправлять модель на изготовление.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер